Сто лет назад в Воронеже на учениках катались верхом

О знаменитых педагогах и нравах, царивших в дореволюционных учебных заведениях Воронежа

05.10.2020 16:07
МОЁ! Online
14

Читать все комментарии

В День учителя давайте совершим прогулку в прошлое и посмотрим на сохранившиеся здания, в которых учили и учились больше 100 лет назад. Предлагаю выбрать для неспешной осенней прогулки местечко потише и поспокойнее проспекта Революции, хотя учебных заведений на главной улице города тогда, как и сейчас, было очень много.

Но давайте всё же спустимся вниз от Петровского сквера к музею «Арсенал», перейдём дорогу и, немного поднявшись по тротуару по ходу движения, окажемся на старинной улице Большой Девиченской, которая теперь называется Сакко и Ванцетти. Сейчас здесь сравнительно тихо. А раньше на Девиченской находились и рынок, и постоялые дворы, и женский монастырь, и даже кинотеатр. В конце XVIII века на ней жили состоятельные люди в каменных особняках. В запустение она стала приходить, когда все богатые горожане начали селиться выше — на Большой Дворянской (проспект Революции). Девиченская стала районом рабочих, ремесленников и небогатой городской интеллигенции.

Этих размышлений нам вполне хватит, чтобы дойти до дома № 102. Бедный старый дом с печальными трещинами и отваливающейся штукатуркой!

Тусклые мемориальные доски на нём смотрятся дико. На одной из них читаем: «Здесь в губернской гимназии учились в 1831 — 1833 гг. историк и писатель Костомаров Николай Иванович, в 1837 — 1844 гг. фольклорист Афанасьев Александр Николаевич».

Вот перед нами и первое учебное заведение старого времени.

Губернская гимназия мыкалась по городу, пока в 1822 году для неё не купили этот дом губернатора Сонцова. Кстати, мемориальная доска, сообщающая, что здесь жил губернатор, а после его сын (тоже губернатор), смотрится внушительнее предыдущей, и буковки на ней ярче.

Сонцов отгрохал этот трёхэтажный дом с двумя флигелями по бокам (сохранился лишь один, а раньше был ещё балкон и портик с колоннами) к 1798 году. (Нетрудно посчитать, что дому сейчас как минимум 222 года!) К тому времени, как губернаторствовать стал его сын, было уже модно жить на Большой Дворянской, куда Сонцов-младший и переехал.

А в здании поселились мальчишки — ученики губернской гимназии. Вспомните свои уроки литературы: «Всем принести завтра сборники сказок Корольковой или Афанасьева! Как нет? В любой библиотеке есть, это же наши воронежские сказочники!» Вот как раз этот Саша Афанасьев (не сказочник, правда, а собиратель русских сказок) и провёл здесь семь лет. Учёба давалась ему легко, Афанасьев был одним из первых учеников, но отдельных наставников не любил, а систему преподавания потом жёстко критиковал. А как быть мягким, если педагог, посчитав какого-нибудь мальчишку неприлежным, считал должным воспитывать его, сев на него верхом и покатавшись по классу? Про нелюбимого учителя древнегреческого языка по кличке Псюха Афанасьев с товарищем написали поэму «Псюхиада». Она пользовалась у мальчишек бешеной популярностью и долго ходила в списках по рукам. Кстати, есть сведения, что список поэмы хранится в фондах музея Никитина, вот бы почитать!

Но никакие учителя не помешали Саше Афанасьеву стать литературоведом, опубликовать около 70 работ в известнейших журналах того времени и осуществить грандиозный проект, издав большой свод русских народных сказок.

А теперь давайте снова вспомним свою школу, на этот раз уроки истории. Имя Николая Костомарова мы слышали как раз на них. Русский историк, общественный деятель и публицист провёл в гимназии пару лет и в отличие от Афанасьева потом тепло вспоминал эти годы, когда «мерил ещё не выросшими ногами песчаную улицу, на которой находилась тогда гимназия, большой дом с балконом, с обширным двором и ещё обширнейшим садом, тянувшимся на гору». Да, сад у гимназии был знатный, до самой Большой Дворянской. Если оперировать современными реалиями, то от дома № 102 по Сакко и Ванцетти он тянулся до проспекта Революции через Арсенальную! И нельзя не сказать, что в это здание частенько захаживал Алексей Кольцов. Он был дружен с одним из директоров гимназии Захарием Ивановичем Трояновским.

Пожалеем старый дом и пойдём дальше.

Стоп. По нечётной стороне не учебное заведение, но к теме нашей прогулки оно тоже отношение имеет.

В двухэтажном доме № 75 с деревянным вторым этажом жил учитель истории и географии, статский советник Яков Петрович Рябоконев. Дом построен в 1900 году, ему 120 лет. (Одно окно заколочено, деревянные наличники на двух-трёх исчезли...) Преподавал Яков Петрович как раз в губернской гимназии, но она к тому времени уже находилась на Большой Дворянской. Так что в гору статский советник походил немало!

Продолжаем прогулку и доходим до недавно отреставрированного здания начальной школы гимназии имени Басова, дом № 80.

Первому кирпичу в основании этого здания, если он сохранился, около 245 лет! Сначала это был одноэтажный дом, построенный для губернского прокурора. Потом его приобрёл Приказ общественного призрения, надстроил вторым этажом и разместил в нём аптеку и приют для инвалидов. Затем домом владел полковник Сандберг. Он продал его купцу Бородину, тот передал внучке, которая стала сдавать его внаём.

И вот в 1829 — 1834 годах здесь располагался частный пансион Фёдорова и Попова, дававший среднее образование молодым дворянам. Два года здесь проучился Николай Костомаров. Да-да, это потом он перешёл в гимназию, в которой содержатель пансиона Фёдоров вёл математику. В «Автобиографии» Костомаров рассказывает о системе преподавания Фёдорова, тот «обыкновенно дремал, лёжа в классе, а если ученики шумели, то ругался и дрался», а также вспоминает «огромный тенистый сад с фантастическою беседкой при доме». Да, с садами при школах Костомарову повезло гораздо больше, чем с педагогами!

Нельзя не сказать, что в этом же пансионе учился Николай Станкевич, русский писатель, мыслитель, публицист. Снова вспоминаем уроки истории, 9-й класс, кружок Станкевича, в который входили такие знаковые фигуры, как литературный критик Белинский (вспоминаем литературу, 9 — 11-й классы), один из теоретиков анархизма Бакунин (снова история), глава славянофилов Аксаков.

Дом этот ещё не раз менял хозяев. Им владел генерал-майор Дмитрий Иванович Халютин, участник Отечественной войны 1812 года, в нём была и солдатская казарма, и общежитие духовной семинарии, и епархиальное женское училище. С советского времени здание прочно заняли школы.

А теперь давайте перейдём дорогу и остановимся на тихой улочке Батуринской. Раньше она, кстати, называлась Халютинской по фамилии бравого генерала. Вот на углу дом № 40.

Дом как дом на первый взгляд. Построен был в начале XIX века как деревянный, в 1848 году перестроен владелицей в кирпичный (то есть ему как минимум 172 года). А вот с 1884 года в нём находилась первая в Воронеже частная женская гимназия. Организовала её талантливый педагог Гоголь-Яновская. В гимназии девочек обучали иностранным языкам, музыке, пению, рукоделию и даже физическим упражнениям. Выпускницы гимназии по части знаний могли составить достойную конкуренцию выпускницам институтов, с учителями им повезло.

Здесь работали такие видные педагоги, как Николай Фёдорович Бунаков и Андрей Петрович Киселёв. Бунаков разрабатывал методику преподавания родного языка, руководил учительскими съездами и курсами, а по учебникам Киселёва изучало математику не одно поколение российских и советских школьников, его имя носит улица в посёлке Придонской и лицей в Советском районе.

Гимназия просуществовала в этом здании 9 лет и в 1893 году была переведена в более престижное место, догадываетесь куда? Правильно, на Большую Дворянскую.

Пройдём вглубь Батуринской и остановимся перед домом № 26.

Ему больше ста лет, потому как построен он был в 1900-х годах. А в начале 1910-х им владела учительница Евгения Митрофановна Толкачёва. В 1914 — 1915 годах она содержала здесь частное начальное училище. Может быть, именно для этого она сначала в 1911 году расширила дом, пристроив к нему крылья?

И ещё один учительский дом по Батуринской — № 16.

Любителям старины он известен как дом Карпинских. Сергей Михайлович Карпинский был известным педагогом и директором учительской семинарии. Кстати, располагалась она в том же доме губернатора Сонцова, когда губернская гимназия выехала из него. Дом Карпинских приблизительно того же возраста, что и дом Толкачёвой. Жаль, что они ветшают и теряют свою старинную красоту.

Возвращаемся на Сакко и Ванцетти, проходим чуть вперёд и останавливаемся перед домом № 76.

Его начал строить в 1816 году (дому больше 200 лет) тот самый богатый купец Бородин, о котором уже шла речь выше. Он продал его недостроенным коллежской советнице, а та — военному ведомству. С 1819 года в этом здании размещалась школа кантонистов. Здесь готовили к военной службе сирот, чьи отцы погибли на полях сражений. Обучение велось по ланкастерской системе, когда старшие и более успевающие воспитанники занимались с остальными. При школе был большой участок с садом и смотровой площадкой. Летом в саду играл оркестр кантонистов.

А на противоположной стороне, чуть по диагонали, находится дом с круглой башенкой. Его нынешний номер — 61.

Строился он в начале века, им владели дворяне Самгины, потом Лесная. А с 1870-х годов в доме жила семья священнослужителей Аристовых. Алексей Александрович Аристов преподавал закон божий во многих учебных заведениях города, среди которых уже известная нам губернская гимназия.

Вёл уроки он и в 5-м приходском училище. Оно до 1915 года располагалось во флигеле его усадьбы. В 1915-м для 5-го и 10-го приходских училищ было построено своё здание. Если свернуть от дома Аристовых вниз к водохранилищу, то можно сразу его увидеть.

Сейчас в нём танцуют от заката до рассвета — это воронежское хореографическое училище по адресу: Коммунаров, 36. И надо сказать, быть хореографическим училищем этому парящему над округой белому зданию подходит гораздо больше, чем приходским училищем!

Прогулку по Воронежу, как и рассказ о дореволюционных учебных заведениях, можно продолжать ещё очень долго. Один проспект Революции в этом отношении чего стоит! А про уцелевшие здания на Большой Девиченской, в которых читали, писали, зубрили, отвечали, волновались, плакали, радовались, лентяйничали, дрались, писали стихи, издавали журналы, ругали, хвалили, наказывали и поощряли, рассказ окончен.

С наступающим праздником, дорогие учителя!

Самое читаемое