Заметка нашего журналиста Леонида Шифрина о печальной судьбе двух кошек-беспризорниц Лапы и Мыши, как говорят в интернете, «сделала мой день». Животных привадили тётеньки из дома № 19 на Московском проспекте. В десяти метрах от подъезда водрузили нечто без стен и с покосившейся крышей («будочку»), организовав в нём кошачий общепит. И даже, говорят, за свои деньги привили постоялиц и сводили к айболиту-гинекологу: полный пансион и диспансеризация.
Один из соседей альтруизм не оценил. Нажаловался в Коминтерновскую управу: мол, мало того что антисанитария посреди двора — у его дочки-школьницы астма, мимо кошачьей будки ребёнок каждый день ходит в школу/из школы и, как результат, приступы. Ответом чиновников стала проповедь по священному писанию зоозащиты — Федеральному закону № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными». О том, что «организация им (бездомным котам и собакам. — Авт. ) мест отдыха юридически правомерно, соответствует требованиям морали и нравственности, законодательству не противоречит».
Друзья, я нежно люблю кошек. И собак. И к тараканам питаю симпатию, когда они сидят в банке и жуют яблоко. Но я за здравый смысл и соблюдение законов. И сейчас объясню, почему нравоучение чиновников им противоречит.
Содержание многоквартирных домов в России регламентируются не законом товарища Бурматова № 498-ФЗ, а другими документами. Одна из основ — Жилищный кодекс РФ. Дом № 19 по Московскому проспекту — 18-этажка на 282 квартиры. В нём минимум 282 собственника. Столовка для беспризорных кошек — «самострой» и стоит на придомовой территории. Эта территория — общедомовое имущество, в котором каждый из 282 собственников имеет свою «долю» и право голоса. Всё, что касается общедомового имущества, решается только общим собранием собственников. Побеждает идея, набравшая кворум — большинство не по головам, а по общей площади квартир. Это упрощённо — подробно об общем собрании в МКД расписано в статьях 44.1 — 48 Жилищного кодекса РФ. Такое собрание по будке для бездомных кошек во дворе в 19-м доме на Московском проспекте не проводилось. Вывод — будки во дворе быть не должно. И это не потому, что я вредная и кровожадная — это закон.
Адвокат Евгений Ермилов полностью подтверждает мои тезисы и замечает:
— Как видно по фотографии, будка стоит на участке для зелёных насаждений. Её тем более следует демонтировать, поскольку это явно противоречит санитарным нормам. Управа в таких ситуациях в принципе не уполномочена решать, поскольку земля не муниципальная, а жителей дома. Надо обращаться в управляющую компанию. Если та бездействует — в Роспотребнадзор.
«Санитарный» тезис адвоката Ермилова подтверждает профессор-иммунолог, микробиолог Андрей Земсков:
— Кошки — и домашние, и дикие тем более — переносят огромное количество микроорганизмов и опасных инфекций, которые могут передаваться человеку. Среди них токсоплазмоз, токсокароз, стригущий лишай и множество других. Заразиться можно, например, убирая кошачий туалет. Или погладить кошку и не помыть руки. А споры грибка, вызывающего стригущий лишай, легко подхватить из окружающей среды. Больше всех в зоне риска дети. Элементарно: при царапинке можно подхватить возбудителя, который для кошки безобиден, а для человека опасен — вплоть до осложнений на мозг. Есть даже термин: «болезнь кошачьих царапин». Что значит «тётеньки привили кошек?» От чего? В ветклиниках вакцинируют от кошачьих инфекций, а из тех, что передаются человеку, в списке только бешенство. Причём прививать от него надо ежегодно. Что касается приступов астмы — верю тому соседу. Кошачья шерсть — один из сильнейших аллергенов. Реакцию провоцирует особый белок, который вырабатывается кожей и есть на шерсти. И неважно — в помещении кошка или на улице. Подул ветер, подхватил с земли шерсть, человек вдохнул. Либо она осела на одежде. Либо просто прилипла к обуви. Всё — риск приступа. А в помещении риск возрастает в разы.
Кстати, о помещении. Ясно, что похолодает — и банкет Лапы с Мышью продолжится в подъезде или подвале. С санитарными нормами ясно: так нельзя. Коммунальные — смотри пункт об общедомовом имуществе и собрании.
Более того. Есть Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003-го N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Открываем, находим пункт 3.4.1 — там о подвалах как раз, читаем: «Организация по обслуживанию должна обеспечить: защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак».
И никакое другое постановление (указ, приказ и прочая важная бумажка) это не «перебивает». Пожалуйста, не надо софистики: исполнение одних законов не должно и не может нарушать другие. Не перебивает Госстроевскую норму даже постановление правительства РФ от 13 августа 2006-го N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме». 23 ноября 2019-го на тот момент премьер-министр Дмитрий Медведев внёс в него изменение, обязав УК один из продухов в подвале круглый год держать открытым. Зоозащитники с чего-то обрадовалась, что это жест гуманности и специально для бездомных кошек с собаками. Хотя в постановлении премьера речь о том, что таким образом надо поддерживать оптимальную температуру и влажность. И вовсе не значит, что в подвале теперь можно устраивать зоологический санаторий.
— Я вижу иную логику, — говорит адвокат Евгений Ермилов. — Продух должен быть открыт для циркуляции воздуха. Но при этом, согласно постановлению Госстроя, кошки и собаки в него пролезать не должны. То есть, для этого его нужно закрыть решёткой. Даже если в подвал попадёт кошка или собака, она сможет дышать и не погибнет: принцип гуманности будет соблюдён. Всё.
Знаете, я бы прошла мимо той заметки о кошках. Если бы не разбиралась в проблемах бездомных животных — и собак в частности — в масштабах страны. На месте Лапы с Мышью могут оказаться Шарик с Бобиком. И они уж есть: прикормленные у домов, магазинов, на остановках, автовокзалах, рынках бродячие псы, которые непредсказуемы. Кроме того что эти Лапы с Бобиками могут быть опасны и для людей, и для самих себя — они в первую очередь жертвы чьих-то больших денежных амбиций. Пожалуется тот отец больного ребёнка в управляющую компанию. Даже пожалуется в Роспотребнадзор. И? Куда будку с кошками (собаками) выкинуть? Во двор другого дома? Перед бизнес-центром водрузить? Я бы отнесла куда-нибудь на Плехановскую. Например, ближе к площади Ленина. Создавать места досуга и отдыха животинкам — так самые культурные.
Есть такой момент: «любишь бездомных котиков/пёсиков — люби их у себя дома». Но в тех реалиях, в которых у нас работает закон о безнадзорных животных сейчас, расселить даже толику четвероногих бомжей — невозможно. Обстановку в городе, серьёзно накалённую, могли бы разрядить приюты для животных — грамотно работающие. Как они могут работать, я рассказывала здесь и здесь. Но в городе-миллионнике Воронеже муниципального приюта пока нет ни одного. Рассчитанный на 250 несчастных животных (хоть так) не могут достроить третий год. Когда я писала очередную заметку о бродячих собаках два месяца назад, он был готов на 93% . На сегодня, как сообщили в мэрии, — на 95%. Срок сдачи по госконтракту 30 июня.
За два месяца — подвижка на два процента. Остаётся месяц с небольшим и целых пять процентов работ, куда входят (цитирую мэрию) «завершение наружной отделки, установка систем отопления, монтаж внешнего освещения и озеленение». Подрядчик уже подключил два субподряда. Времени в обрез, а там, между прочим, ещё надо «малые архитектурные формы».
Читать все комментарии