«Имел физиономию привлекательную ...»

Какими были курские губернаторы

21.09.2019 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

16 сентября Роман Старовойт официально вступил в долж­ность губернатора Курской области, став третьим на этом посту. Новый глава региона уже известен курянам своей любовью к спорту и к строительству дорог. Что касается его предшественников, то Александр Михайлов, возглавляв­ший регион 18 лет, до сих пор ассоциируется с сельским хозяйством, а именно – с выращиванием свёклы, тогда как Александр Руцкой «уве­ковечил» память о себе Триумфальной аркой на московском въезде в Курск.

Впрочем, должность губернатора существовала в нашем регионе и раньше, правда, возглавлять приходилось Курскую губернию. Каки­ми были курские губернаторы императорской России и как заявляли о себе, выяснили корреспонденты «Житья».

Справка

Курская область, Курское наместничество, Курское княжество – за свою историю территория нашего региона носила разные названия и не всегда была «независимой». Впервые именно на губернии Россия была поделена в 1708 году – тогда куряне попали в Киевскую, а уже в 1728 году – в Белгородскую. И только к концу 18 века, «поглотив» части нынешних Белгородской, Орловской, Сумской и Харьковской областей, появилась Курская губерния – до революции 1917 года и последующих изменений административного деления страны возглавить её успели чуть меньше 40 губернаторов.

ПЁТР РУМЯНЦЕВ-ЗАДУНАЙСКИЙ:
губернатор без губернии (1779 – 1781)

Знаменитого полководца и любимца Екатерины II принято считать первым курским губернатором, хотя на момент его назначения Курской губернии не существовало. В 1779 году императрица поручила ему обустроить три наместничества: Малороссийское, Слободско-Украинское и Курское с центрами в Воронеже, Харькове и Курске. Последний на тот момент имел вид уездного захолустья – для строительства необходимых административных зданий пришлось привозить плотников из соседнего Белгорода.. Именно Пётр Александрович превратил Курск в фактически губернский город

Что сделал

  • Провёл перепись всех ярмарок с указанием товаров и цен
  • В населённых пунктах велел вывесить на видном месте пояснение, с какими жалобами идти в суд, приказ или расправу.
  • Предложил открыть в Курске первую светскую школу – уже после его отъезда в городе было основано Благородное училище (позже – мужская гимназия).

Современники о Румянцеве-Задунайском:

«Был высокого роста; стан имел стройный, величественный; физиономию привлекательную, чуждую притворства, всегда спокойную; важная походка придавала ей некоторую гордость»

АЛЕКСАНДР ПРОЗОРОВСКИЙ:
перепланировщик (1781 – 1783)

Не было бы счастья, да несчастье помогло – на втором месяце пребывания генерал-губернатора Курско-Орловского наместничества в Курске большая часть города была уничтожена пожаром. Александр Прозоровский не опустил рук, а по-военному обстоятельно стал готовить первый генеральный план города, который до сих пор виден в застройке центра Курска.

Во избежание очередных пожаров, город возводили в камне. Те, кто не мог позволить себе каменный дом, выселялся на окраину. Курск преобразился: например, было засыпано озеро Глинище на улице Московской (сейчас это роддом на улице Ленина), вместо деревянных купеческих лавок на Красной площади был заложен Гостиный двор, впервые в городе было решено открыть больницу и публичную аптеку.

Что сделал:

  • «Создал» нынешний план Курска – планировка составлялась по подобию плана Санкт-Петербурга и была одобрена лично императрицей Екатериной II.
  • Построил и открыл Благородное училище, предложенное предыдущим генерал-губернатором.
  • Улица Луговая – полностью его идея
  • Вынес слободы за границы города

Современники о Прозоровском:

«Он был среднего роста, сухощав; нрав имел горячий, но склонный к добру; обходителен, ласков со всеми»

Кстати

Коллекцию минералов подарил губернатор Степан Лесовский курской мужской гимназии: она включала образцы платины, золота, серебра, олова, висмута и других.

АЛЕКСАНДР БЕКЛЕШОВ:
просветитель и осветитель (1789-1796)

Для него назначение в Курск стало своеобразной ссылкой – ему пришлось оставить пост губернатора в Риге. Впрочем, тут просвещённый и опытный чиновник смог развернуться. Театр, типография, пожарные части и даже освещение улиц – вот итог правления Александра Беклешова.

В это же время в регионе произошёл Соляной бунт: в октябре городничий Старого Оскола надолго уехал,  рихватив ключ от соляного амбара, и людям оказалось негде купить соль, чтобы квасить капусту. Невозможность заготовить еду на зиму могла обернуться голодом. В итоге разъярённая толпа пошла выламывать двери. Спас ситуацию местный стряпчий: он послал гонца к губернатору, а сам взломал замок и организовал торговлю. Беклешов прореагировал незамедлительно: крестьян не тронули, стряпчего наградили, а городничего отдали под суд.

Что сделал:

  • Основал драматический театр
  • Построил здание для Главного народного училища (здание завода Электроаппарат), причём лично пожертвовал деньги на строительство.
  • Открыл типографию: из четырёх первых напечатанных книг «Благополучное время», оды «Скупость» и «Графу Суворову», «История о городе Курск и о чудотворной иконе Знамения», последняя была выпущена по инициативе Беклешова.
  • Постановил принимать на службу в собственную канцелярию чиновников только с университетским образованием
  • Разделил Курск на четыре административных части (сохранялись до революции), к которым было приписано определённое число караульных.
  • Впервые были созданы пожарные части.
  • Улицы Московская и Херсонская (Ленина и Дзержинского) в тёмное время начали освещаться масляными фонарями.
  • Ввёл ежегодную «коммунальную» плату с городских жителей, владеющих большими дворами.

Современники о Беклешове:

«Наружное безобразие, вид брюзгливый, всегда недовольный, голос грубый, сначала рождали в подвластных ему отвращение и страх: твердость воли и что-то откровенное в обхождении вселили потом к нему доверенность, наконец, благодарность за добро, которое он никогда не отказывал делать...».

НИКОЛАЙ МУРАВЬЁВ:
наука с железными кулаками (1835-1839)

Приход к власти будущего «Муравьёва-вешателя» принёс Курской губернии только позитивные последствия.

Первым из курян, с кем захотел познакомиться Михаил Николаевич, был астроном-самоучка Фёдор Семёнов – знакомство переросло в дружбу и сотрудничество.

Со временем вокруг сурового и жёсткого военного образовался круг из самых просвещённых людей губернии, и это при том, что у чиновников один вид губернатора вызывал трепет. Многих служащих Муравьёв заменил на своих людей, проверенных годами.

Что сделал

  • Сейм стал пригоден для пароходства – для этого было построено 16 шлюзов и 3 пристани
  • Праздники перестали быть выходными для государственных служащих, а покидать рабочее место они могли только после губернатора.
  • Кожевенные и салотопенные заводы были вынесены на окраину города – это убрало с улиц вонь.
  • Начала выходить первая местная газета – «Курские губернские ведомости»
  • Ботаникам, историкам, геологам и прочим было велено исследовать территорию губернии и подготовить отчёты.

Современники о Муравьёве:

«Человек очень деятельный, очень строгий и ненавидимый всеми за жестокость его обхождения и крутой нрав.»

Справка

Чтобы побороть эпидемию холеры в 1830 году, губернатор Яков Ганскау приказал отлавливать по всей Курской губернии врачей и свозить их в Курск – сколько именно в регионе медиков и где они находятся, тогда никто не знал.

Подарил городу первый памятник

Учредитель «Демидовской пре­мии» и известный меценат Павел Демидов своё пребывание в Курске начал с пожертвования: он выде­лил 20 тысяч рублей на помощь бедным курянам, причём эти день­ги были вложены в дело, а прибыль с них шла на ежегодные пособия. Не чужд губернатор был и культу­ре – на свои деньги он установил на могиле курского поэта Иппо­лита Богдановича первый в городе памятник. Его пьедестал до сих пор можно увидеть на Херсонском кладбище.

Красавец-губернатор

Михаил Комбурлей для Курской губернии не сделал ничего, разве что сразил энное количество жен­ских сердец и выгодно женился. Сорокалетний холостяк и повеса выбрал себе самую богатую неве­сту города и принялся её обхажи­вать, параллельно плодя детей от любовницы. Проблему принесла любимая губернатором музыка – он не совершал деловых поездок без толпы музыкантов, о чём недоброжелатели донесли императору Павлу I. Лишь многочисленные друзья помогли Комбурлею успеть же­ниться за день до отставки: любовницу он выдал замуж и подарил ей землю с крестьянами, а сам переехал в име­ние жены. Позже он стал волынским губернатором, но, в итоге, попал под суд.

Археолог и отец Курского музея

Однажды губернатор Николай Гордеев увидел в статистическом комитете несколько историче­ских редкостей – этого хватило, чтобы блестящий управленец ре­шил создать в губернии первый музей.

Николай Николаевич был не только покровителем музея, но и активно принимал участие в его жизни — он создал архео­логическую, церковную, архив­ную, этнографическую и прочие комиссии, приоб­ретал экспонаты за собственные средства, а также сделал вход в музей бесплатным, кроме одного дня в неделю. Кроме того, губернатор, по воспомина­ниям современников, превосходно читал лекции по археологии.

Боролся с голодом розгами и тюрьмой

Недобрые воспоминания оставил о себе «сумасшед­ший немец» Виктор фон Валь. Его губернаторство началось с беспричинного увольнения 130 чиновни­ков, места которых заняли ставленники нового губер­натора. Причём все жалобы в столицу от курян игнори­ровались.

В 1981 году в губернии разра­зился голод, из-за неадекват­ных действий новой власти грозящий перейти в бунт – вместо еды голодающим дали копеечную, но тяжёлую работу, от которой они отка­зались. В итоге фон Валь приказал недовольных са­жать в тюрьму на хлеб и воду, а оттуда водить на работу под конвоем.

Впрочем, параллельно гу­бернатор смог закупить по дешевой цене зерно, что по­могло губернии пережить голод.

Справка

15 лет провёл на посту губернатор Александр Жердинский – это рекорд для Курской губернии

Куряне впряглись в его карету

Аркадий Иванович Нелидов был одним из любимейших куряна­ми губернаторов. Но сколь ве­лика была любовь народа, столь же презираем Нелидов был выс­шим светом – к ужасу дворян­ства, жил он «не по-губерна­торски»: в его карету запрягали четыре, а не шесть лошадей, прислуги в доме было мало, торжественные обеды почти не давались, за шестью детьми сле­дила одна девушка , а самих детей сызмальства учили одеваться самостоятельно! Но главный «грех» Нели­дова был в том, что он не брал взяток. И другим не давал.

Увы, рассмотреть взяточников в ближайшем своём окружении Нелидов не смог, что стоило ему должности. Узнав об отставке, к дому губернатора потянулись толпы людей с криками «Отец наш, не покидай нас!». В день отъезда из Курска графу преподнесли в подарок около сотни его портретов, а стоило экипажу тронуться с ме­ста, мужики кинулись наперерез, впряглись вместо ло­шадей и сами довезли графа с семьёй до его имения в Мокве.

Кристально честный грубиян

Сквернослов и грубиян, а также безукоризненно честный человек и рьяный борец со взяточничеством – Владимир Ден шёл на любые ухищре­ния, лишь бы докопаться до правды. Например, переодевался нищим и бродил по улицам Курска. Он мог подолгу лежать на мосту, ожидая по­лицейских, или устраивать дебош в питейном заведении – исход всегда был один: полицейским он давал взятку, те радостно её принимали, а на следующий день вылетали со службы.

В гневе Ден был страшен: увидев беспорядок при ор­ганизации переправы, приказал, сгоряча, утопить при­става. Бедолагу спасла отходчивость губернатора – его успели вытащить из ледяной воды и дали 100 рублей. В другой раз Владимир Иванович узнал, что некий поли­цейский взял у торговки взятку поросёнком. Взяточни­ка заставили гулять со «взяткой» на поводке по городу, причём, к этому времени поросёнок превратился в здо­ровенную свинью, которая с визгом протащила поли­цейского по улицам.

Увы, действенные методы Дена не нашли одобрения в столице – ему пришлось уйти в отставку.

Карты, дамы, губернаторство

Алексей Милютин запре­тил подносить ему хлеб-соль на серебряной посуде – он посчитал это таким же недопустимым, как и сгонять крестьян во время его разъездов по губернии. Впрочем, больше о Алек­сее Дмитриевиче и вспо­мнить нечего, хотя губер­нией он управлял с 1892 по 1902 год. За это время в городе появились трамвай, первая публичная Семеновская библиотека, ветеринарно-бактери­ологическая лаборатория, Семеновская метеоро­логическая обсерватория, продолжила разви­ваться железная дорога, а главные улицы начала освещать первая электростанция – увы, считает­ся, что всё это мало относится непосредственно к губернатору, являясь плодами трудов его заме­стителей. Сам же губернатор большинство вре­мени проводил за картами и ухаживал за дамами.

(См. «Старая подшивка»)

По материалам сайта «Курск дореволюционный»

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».