Прислать новость Магазин

Автостопом в Крым

Корреспондент «Житья» проверила на себе самый бюджетный способ отдохнуть на Чёрном море

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

0

Читать все комментарии

535

В Курске жара, и далёкое море зовёт к себе с удвоенной силой. Причём море не «курское» или «курчатовское», а Чёрное. Взять отпуск — половина дела. Но в среднем лишь дорога туда и назад обойдётся в 5 тысяч рублей с носа. Не хватает денег на отдых? Не берите кредит! Берите рюкзак — и вперёд: к морю, чайкам, вину и приключениям.

Готовьтесь к пробкам

Главное открытие этого путешествия: они существуют! Они — это люди, продающие  «объезд», дорожные путаны, взаимовыручка дальнобойщиков и «бесящие москвичи». Но обо всём по порядку.

Приличная часть потраченного на дорогу времени — пробки. Они бессмысленны, раздражающи и для жителей Черноземья начинаются сразу за Воронежем. И не кончаются, а только усиливаются в Крыму. Очень редко движение стоит из-за аварий. Чаще — из-за дорог, которые летом чинят, строят, перекрывают. Или же двухполосные участки трасс просто не справляются с огромным потоком машин.

Естественно, стоять несколько часов никто не горит желанием. А на спрос мигом находится предложение: на самых проблемных участках дежурят местные жители с табличкой «Объезд». За 300 рублей вам покажут альтернативную дорогу и сопроводят по ней на мопедах.

Плюсы: вы не психуете в пробке, смотрите на красоты полей. Минусы: выехать вы можете на ту же или уже следующую пробку, хоть и подальше от места старта, но на несколько километров ближе к морю. И ещё: есть мнение, что с «объезжающими» разговор короткий — тем, кто сам ищет объезд, могут и колёса проколоть.

Дальнобойщик — твой брат

Самый дешёвый способ добраться  в Крым — автостоп. Сложного или опасного тут не больше, чем в поездках на автобусах, зато приключений немало. Но дорога может затянуться.

Если несколько лет назад самыми проблемными для автостопщиков регионами были  Крым и Кубань (там остановить машину очень трудно), то сейчас та же ситуация по всей Центральной России, кроме разве что дороги Москва — Питер. Вы можете застрять за сотню километров от крупного города на полдня, и никто вас не подвезёт. А можете пролететь полтыщи километров за несколько часов.

Но тех, кто своим поведением спасает веру в людей, достаточно. Часто подвозят те, кто и сам любит путешествовать, не смущаясь ни загруженностью задних сидений, ни тёмным  временем суток, ни мокрой одеждой пассажиров. Они дают советы, делают крюк, чтобы высадить вас в удобном месте.

В большинстве случаев останавливаются простые недорогие машины с водителями-работягами, но попадаются абсолютно разные люди. В этом вояже нас везли: полицейский, военный, ЧОПовец, три участника чеченских войн и один — афганской, экс-сотрудница донецкого телеканала, инженер Газпрома, пенсионер… По национальностям: русские, украинцы, армянин и чеченец.

Но есть две «бесперспективные» категории водителей — это москвичи и мужчины, едущие отдыхать со своими жёнами. Москвичи — «враги» всех участников дорожного движения. Нелицеприятно о них отзывались абсолютно во всех регионах: гоняют, на дорогах ведут себя нагло, попутчиков не берут.

Главные друзья «стоперов» — дальнобойщики. Сажают в кабину пассажиров, чтоб было не скучно ехать без сменщика. У них можно выпить чайку и поспать на полке. А главное — они кладезь жизненных историй. Один ростовский водитель не отпустил нас без банки «тутового» варенья, очень для него дорогого — закрывала недавно умершая мама.

В Генуэзскую крепость можно пройти и без билетов. Если знать обходные пути
Фото Оксаны ВАРЛАМОВОЙ

Мост или паром?

С 2014 года путь в Крым лежал лишь через паром. В этом году открыли Керченский мост. Как ни странно, он даже в чём-то усугубил дорожные проблемы Крыма. Главная из них — отсутствие инфраструктуры.

От моста до Феодосии тянутся многокилометровые пробки — к открытию моста увеличить количество полос на дорогах никто не догадался. Зато рядом идёт строительство новой трассы. Дальнобойщиков на мост не пропускают — слишком тяжёлые фуры. Они по-прежнему едут через паром.

А вот на пароме нынче — тишь да гладь. Вся пассажирская инфраструктура вокруг в  коме — электричество работает частично, залы ожидания закрыты, буфеты, киоски и автоматы с кофе не работают, число пассажирских рейсов сокращено (теперь они ходят по расписанию, а не по наполнению). Цена 150 рублей. На обратном пути вместе с нами на палубе парома  было от силы человек 15.

Путешествующих на своих двоих при прибытии в порт Кавказ может ждать неприятный сюрприз: уже в 9 вечера ни о каких автобусах нет речи, машины единичны, а фуры разгружаются отдельно и идут по другой дороге. И это при том, что до ближайшего населённого пункта  впереди 14 километров пустой дороги.

Отдых крымский, дешёвый

Для тех, кто приехал с палаткой, аренда жилья в Крыму кажется недоразумением. Палатка — это удобно, комфортно, мобильно, а главное — дёшево. В итоге деньги тратятся на еду, воду и иногда дрова. Расходы на еду опять-таки минимальны — провиант более чем на трое суток на двоих обходился в 500 рублей. Речь о трёхразовом питании с овощами, кашами, супами, тушёнкой, паштетами, пряниками и фруктами. Для тех, кто чурается готовить пищу на горелках и костре, можно дать совет: захотите есть — научитесь.

Море в паре метров от палатки — это прекрасно, но в Крыму есть и другие бюджетные удовольствия. Например, абсолютно бесплатно можно побывать на территории Генуэзской крепости в Судаке. На помощь пришла стремянка на окраине около низкого участка стены. А пройти к ней можно через калитку в заборе соседнего санатория. Работает ли до сих пор этот лайфхак — не знаем, но суть в другом — всегда ищите обход. Даже у неприступных крепостей есть бреши!

Отдохнуть и при этом заработать легко людям с колоритной внешностью. Так один из участников путешествия очень удачно вышел покурить — в итоге снялся в патриотическом видео в славянской одежде, с факелом  у статуи Перуна, за что был напоен вином, одарен виноградом и «зарплатой» в тысячу рублей.

Ехать или не ехать таким способом — только ваш выбор. Естественно, у автостопа есть две стороны. Это зачастую долго, бывает трудно физически, а чаще — морально. Обувь не выдерживает, а дождь и жара соревнуются, кто больше неприятностей принесёт «бюджетным» путешественникам. Но эмоции, люди и дух приключений — бесценны!

Поездка в цифрах

  • Проехали — около 3600 км
  • Потрачено на отпуск — 17 суток
  • Время на дорогу — 6 суток с ночёвками в дороге.
  • Бюджет отдыха — 22 тысячи рублей на двоих.
  • Выпито на двоих 8 бутылок портвейна «Массандра», поллитра крымского коньяка, — съедено 1,3 кг паштета, 8 буханок хлеба и 3 кг персиков.
  • Досталось бесплатно: 1 банка тутового варенья, 1 упаковка печенья, 2 кг свежего винограда, 1 кг краснодарских яблок, несколько кг рапанов, посещение фестиваля «Генуэзский шлем», 2 котелка с макаронами по-флотски, 1 котелок гречки с тушёнкой, полкило творога, пол-упаковки сметаны.
  • Не вернулись в Курск: 2 пары кед, 1 пара спортивных босоножек, 1 рубашка, 1 майка, дождевик, походная кружка, 5 кг живого веса с двоих.
  • Конфликты с населением, аварии — нет.

Автор:

Оксана ВАРЛАМОВА.