Я живу в Воронеже всю жизнь, большую часть которой прожила в Северном микрорайоне, на Хользунова, в районе памятника Славы. Яблоневые сады помню ещё со школьных лет. Нам, городским детям, было интересно гулять в саду – не в парке, не во дворе, а именно в саду. Особенно в пору их цветения – это было очень красиво.
Потом мы гуляли там со своими детьми. Дети выросли. А сады остались. Сама я там сейчас практически не бываю, правда, часто проезжаю мимо. Знаю, что в период цветения весной туда по-прежнему устремляются люди, чтобы насладиться красивым видом, пофотографировать себя и детей на фоне цветущих деревьев.
Все мы помним, как несколько лет назад сады, на которые покушались строительные фирмы, вроде бы уберегли от вырубки. И вдруг слышу: будущего у яблочных садов нет. Особенно меня в этой связи удивили слова нашего губернатора, который сказал, что сады не представляют никакой ценности, ведь деревья уже не плодоносят.
Хм… Мне вот интересно, неужели кто-то, отстаивая сады, рассматривал их исключительно как источник богатого урожая? Конечно же, нет! Никто не собирается устраивать в черте города плодосовхоз. Ценность в другом — это ведь зелёная зона рядом с оживлённой трассой и многоэтажками.
Я слышала такие доводы: сады старые (они существуют с 1954 года), замусорены, деревья неухоженные и пр. Ну а что мешает обустроить это удивительное место? Почему в других городах заброшенные сады превращают в зоны отдыха?
Возьмём, к примеру, Санкт-Петербург. Фрунзенский район. Там существует парк «Яблоневый сад». Сад появился здесь ещё в 30-е годы ХХ века. В 50-е был частью совхоза. В 70-е началась массовая застройка территории, совхоз был ликвидирован. Сад со временем пришёл в запустение, часть его в конце 90-х – начале 2000-х была уничтожена новостройками.
А в 2007 году власти Санкт-Петербурга решили возродить сад. Посадили около 650 новых деревьев (яблони, груши, сливы), сделали искусственный водоём с мостиком, установили детский городок, на аллеях провели освещение, замостили дорожки, обустроили новые клумбы с редкими цветами. И сад, расположенный посреди многоэтажек, зажил новой жизнью – он стал уникальным яблоневым парком! Здесь проводятся массовые мероприятия, а в мае сюда съезжаются тысячи людей, чтобы полюбоваться на пышное цветение плодовых деревьев. Кстати, площадь сада всего 15 га, в то время как наш сад на Московском проспекте, на месте которого хотят сделать «социальный узел», гораздо больше – его площадь 25 га. Вот ведь как получается: и старше питерский сад, и меньше, а уберегли его от уничтожения.
Ещё один пример бережного отношения к зелёным насаждениям – в Твери. Там тоже при поддержке местного губернатора решили облагородить старый яблоневый сад в черте города. И пусть не с таким размахом, как в Санкт-Петербурге, но всё же там появились дорожки, фонари, скамейки, урны. Совсем старые деревья спилили и посадили новые саженцы.
Замечу: я не активист, не состою ни в каких сообществах и группах по защите яблоневых садов. Но как горожанину мне обидно, что в нашем городе нет места зелёному оазису, подобному питерскому или тверскому. И что под подстройку школы и спорткомплекса больше не нашлось площадки, кроме как на территории сада, от которого вскоре останутся лишь воспоминания. А может быть, о «социальном узле» стоило подумать раньше? И прежде чем давать разрешение застраивать округу многоэтажками, определить места для школы, детсада, поликлиники и пр.? Да, сад старый, запущенный, не плодоносит, но ведь можно же было хотя бы попробовать его сохранить и возродить, сделать из него если не парк, то уютный сквер. А то ведь вскоре здесь в самом что ни на есть буквальном смысле яблоку негде будет упасть.
Читать все комментарии