Для кого пишутся дорожные ГОСТы?

24.12.2020 14:35
МОЁ! Online
2

Читать все комментарии

C 1 апреля 2020 года вступил в силу новый Национальный стандарт РФ — ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Это основной документ, устанавливающий единый порядок установки знаков, светофоров, нанесения разметки на дорогах страны. Данный стандарт включён правительством РФ в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения. И даже в «настольной книге» любого автомобилиста — правилах дорожного движения — указано, что знаки и разметка применяются по ГОСТу… Кстати, в действующих ПДД РФ до сих пор даётся ссылка на предыдущий ГОСТ от 2004 года.

Казалось бы, знание основных требований стандарта автомобилистами должно приветствоваться. Однако в судах, куда приходилось наведываться по делам об административных правонарушениях, связанным с безграмотной установкой знаков и бредовым нанесением разметки, частенько приходилось слышать фразу: «ГОСТы пишутся не для вас! Вы должны знать и соблюдать ПДД!»

Да кто бы спорил, если бы ГОСТ неукоснительно соблюдали те, кому это положено по должности, и на дороге требования знаков не противоречили бы указаниям разметки. Однако у нас водителю по несколько раз на дню приходится решать дорожные головоломки и догадываться, что они «конкретно имели в виду». В подавляющем большинстве случаев за это разгильдяйство и непрофессионализм чиновников расплачиваются простые автомобилисты: кто штрафом, а кто и разбитым в ДТП автомобилем. Так что и простому водителю знания ГОСТа не помешают. Хотя бы для того, чтобы замечать ляпы и упреждать эксцессы.

Федеральное законодательство, казалось бы, уже давно всё разложило по полочкам. В частности, установка технических средств ОДД должна осуществляться в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, о техническом регулировании, о стандартизации.

Обязанность по обеспечению соответствия дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание этих дорог. А соответствие это должно удостоверяться актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием органов исполнительной власти. Хотел бы я поглядеть на эти акты, но чиновники молчат об их наличии. А то, что я ежедневно вижу на дороге, вызывает у меня большие сомнения в наличии требуемой квалификации у ответственных должностных лиц.

Возможно, для многих из них станет откровением, но знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено» должны дублироваться (то есть располагаться не только справа, но и слева от проезжей части) уже при наличии двух (!) полос для движения в данном направлении. А вот знаки 3.20 «Обгон запрещён» дублируются на дорогах даже с одной полосой. Иными словами, сейчас на любой дороге этот знак должен стоять в двух экземплярах. И никак иначе! 

Со всей очевидностью данные требования прописаны для того, чтобы полностью исключить возникновение ситуации, когда наиважнейшие с точки зрения безопасности движения знаки останутся не замеченными водителем.

Однако за предшествующие 8 месяцев я не увидел, чтобы что-то изменилось на улицах и перекрёстках города в связи с этими актуальными нововведениями. Оно и понятно: повсеместные запреты на остановку транспорта, засилье платных парковок, размещение треног-радаров по кустам намного интереснее — и казне доход, и концессионерам прибыль, и приближённым к кормушке эвакуаторным службам помощь в пандемию.

А кто там виноват в ДТП из-за отсутствующего или невидимого в кустах знака, ГАИ с судом всегда без труда разберутся: конечно, водитель. По крайней мере, мне пока неизвестен случай, чтобы Госавтоинспекция оформила протокол на должностное лицо мэрии за бардак с дорожной разметкой, знаками или светофорами.

Сейчас у всех на слуху нелепица с разметкой и знаками на пересечении Московского проспекта и проспекта Труда: согласно знакам там три полосы, а временная разметка утверждает, что четыре. Водители справедливо возмущаются. Мэрия обещает устранить противоречия с наступлением тепла, хотя в ГОСТе я не нашёл оснований для такой отсрочки. К сожалению, подобные истории у нас не единичны: недавно запретили левые повороты с Остужева на Перевёрткина, но разметка до сих пор это разрешает. А ГАИ тихо наблюдает за бардаком со стороны.

На не очень загруженных регулируемых перекрёстках (конкретные показатели интенсивности движения транспорта и пешеходов приведены в ГОСТе) теперь можно в одной фазе светофорного цикла пропускать пешеходов одновременно с поворачивающими транспортными средствами. Конечно, это заметно снижает безопасность пешеходов. Поэтому ГОСТом предусмотрено обязательное применение мигающих световых секций под светофорами для предупреждения водителей о возможном движении пешеходов по пешеходному переходу. До сих пор мне не удалось увидеть новых секций, хотя таких перекрёстков у нас немало. ГАИ и этого нарушения не замечает. А ведь проблема с наездами на пешеходов в Воронеже уже много лет чрезвычайно актуальна. 

Новый ГОСТ заметно расширил номенклатуру дорожных знаков, с которыми применяется табличка 8.23 «Фотовидеофиксация». Даже прописали возможность её самостоятельного применения, но только в тех случаях, когда камера следит за нарушениями требований разметки. У нас же по всему городу эти таблички одиноко висят на столбах и опорах для создания видимости законного размещения передвижных радаров в любых местах, которые приглянутся Госавтоинспекции.

Да что там таблички! У нас почти километр магистральной улицы может быть без единого пешеходного перехода. Остановка общественного транспорта без перехода рядом с ней — норма воронежской жизни. Перекрёсток с одной стороны может быть регулируемым, а с другой — нет.  Другой перекрёсток может одновременно быть и с круговым движением, и без оного: это смотря с какой стороны вы на него заезжаете. Видел перекрёсток, выезд на который со всех сторон обозначен знаками «Главная дорога»: бейтесь на здоровье! 

В общем, какого только бреда не увидишь на улицах Воронежа! И никому до этого дела нет! Два года уж минуло, как мэр Воронежа Вадим Кстенин на межрегиональном форуме «Строительство. ЖКХ»  пообещал «кардинально изменить подход к организации дорожного движения». Дальше обещаний дело, как видно, не пошло. Ну, нам не привыкать…

А на днях депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект об административной ответственности чиновников за оскорбление граждан (штраф до 150 тыс. руб.). Так вот: такое хамское отношение к организации движения, как в Воронеже, впору приравнивать к  оскорблению автомобилистов и пешеходов!

Подробнее о новом ГОСТе по дорожным знакам и разметке вы узнаете, посмотрев 76-й выпуск программы «Право руля с Николаем Киселёвым»
 

Самое читаемое