Можно на что угодно — аптечки для примера: от перчаток и банок с тушёнкой до беспилотников. Кто не в курсе, 3 октября своим постановлением № 1745 «О специальной мере в сфере экономики…» премьер Михаил Мишустин разрешил регионам за свои деньги, в обход Минобороны, закупать для армии и фронта много чего, в том числе товары для производства вооружения.
…Я не хотела трогать эту ёлку, но вы, дорогие читатели, сами снова подняли тему в наших «Народных новостях». Предупреждаю сразу: я — за праздник. Это естество человеческой натуры — без возможности осязать красоту и без веры в чудо личность высыхает в мумию.
Но дело не в какой-то петиции, которую кто-то где-то нарисовал и насобирал дикие полмиллиона «подписей против Нового года в Воронеже» — мы все примерно представляем, как работают политтехнологии.
И не в том дело, что в последние годы бюджетные миллионы на установку ёлки и украшение площади Ленина к НГ достаются одним и тем же фирмам — другие, как-то запросившие за работы по рублю и копейке, власти развернули и публично пристыдили за амбиции. Тут уже свои технологии, и это отдельная тема.
Я сейчас о здравом смысле.
От трат на новогодние маскарады регионы отказываются массово — Липецк, Курск, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калуга, Нижний Новгород… Объяснения одинаковые: сейчас другие задачи. Нет, ёлки будут — и на улицах, и на детских утренниках. Не будет концертов, фейерверков, а сами ёлки с игрушками останутся старые. Главное — создать настроение. Новый год ждали и пытались создать это самое настроение — детского счастья — даже в блокадном Ленинграде.
Когда в 2016-м в Воронеже поменяли ёлку для площади Ленина, чиновники радовались, что прослужит «Снежная королева» (это ёлку так зовут) лет 10. Она, кстати, тоже появилась с приключениями: на неё собирались потратить 7,2 бюджетных миллиона, но народ взбаламутился, и в итоге прилетел некий добрый «спонсор» и «королеву»«подарил».
Спустя шесть лет, видимо, кому-то снова захотелось порадоваться, и мы замахнулись на грандиозные модернизмы. Чего теперь-то спонсоры попрятались? А теперь цена вопроса 65 миллионов 440 тысяч. 15,3 миллиона — на само, собственно, дерево, остальное — на причиндалы к нему, монтаж/демонтаж, зарплаты рабочим. «Шатёр «Звёздное небо», например, судя по документам закупки, стоит порядка 6,4 миллиона. Ростральные, прости господи, колонны — 1,1 миллиона. Декорации на входе на праздничную площадь — «Кикины палаты», между прочим — 2,5 миллиона. Аттракцион «Русская горка» — 3,6 миллиона…
Есть ещё «Императорская карета» за 1 миллион 300 тысяч. Даёшь Петербург в центре Воронежа! Гулять — так за счёт бюджета.
Да, деньги, как прописано в заключённом контракте, именно казённые — городские плюс областные средства. В том числе из наших с вами налогов.
…Источники, которые в теме, вздыхают: раз закреплено в бюджете — на другое пускать не положено, ибо нецелевое расходование средств, и получим от прокуроров.
Друзья, вы серьёзно? В других регионах нет прокуроров?
Я вам больше скажу: 44-ФЗ, который регулирует сферу госзакупок, разрешает тратить экономию по одним контрактам на другие: языком восьмой части 16-й статьи этого закона — «изменять план-график». Причём экономию можно перенаправлять на расходы с другим кодом бюджетной классификации — то есть на другие сферы. Например, из «культуры» на «национальную оборону».
Новогодними торгами в Воронеже занимается муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система»: именно ЦКС объявляла конкурс, контракт с подрядчиком заключил её руководитель Иван Голованов.
По постановлению премьер-министра Михаила Мишустина «О специальной мере в сфере экономики…» № 1745 от 3 октября 2022-го делать закупки для армии за счёт региональных и муниципальных бюджетов могут казённые учреждения субъектов, муниципальные казённые учреждения, бюджетные и автономные и унитарные учреждения. Независимо от сферы — пусть хоть веники вяжут, но, если есть заявка от Минобороны или военкомата — будь готов. То есть ЦКС вполне в правительственные рамки вписывается.
Начальная максимальная цена, которую объявлял город в лице ЦКС за организацию Нового года на площади Ленина, — 65 миллионов 441 тысяча 468 рублей и 40 копеек. Контракт заключён, напомню, на 65 миллионов 440 тысяч. Что можно купить на прекрасную экономию в 1 468 рублей 40 копеек?
В прошлом году монтаж/демонтаж старушки «Снежной королевы» вместе с нарядом всей площади обошёлся бюджету примерно в 7,5 миллиона рублей. В нынешнем — я сейчас посчитаю с учётом официальной годовой инфляции по данным Центробанка на сентябрь в 13,4%... 8,5 миллиона получается. Пусть 10, ладно.
Та же добротная тактическая аптечка — для оказания первой помощи на поле боя — в интернет-магазинах стоит порядка 14 тысяч рублей. Экономия в 55 миллионов — это 4 тысячи таких аптечек. Или полевые костюмы и что там ещё нужно бойцам. Или адресная помощь их семьям. Это в конце концов зализывание какой-нибудь ранки в другом месте — у нас кругом свербит, от коммуналки до дорог с маршрутками. Или просто запас на чёрный день. Время сейчас такое, что каждый день в любую минуту может окраситься в самый неожиданный цвет — соболезнования Ейску…
…Просто так госконтракт разрывать нельзя. Только если подрядчик бессовестно халтурит, если есть решение суда. Но можно по обоюдному согласию.
Время ещё есть.
Читать все комментарии