badsalviatrip

-й в рейтинге
народных корреспондентов

|


Я — репортёр

01.10.2020 18:20

|

0 87 0

Ветер солнце и вода — наши лучшие друзья! Или нет?

Альтернативная генерация в России, как и в других странах мира, продолжает активно развиваться несмотря на то, что озвученные несколько лет назад заманчивые перспективы и возможности не оправдываются в действительности. В сравнении с традиционными способами генерации ВИЭ остаются всё ещё очень дороги и крайне требовательны к погодным условиям. Нельзя сказать, что «зелёная генерация» бесполезна и совсем не нужна, но и поставить её «во главе угла», по крайней мере в РФ, пока ещё не получается. Почему практика интеграции альтернативной генерации в электросетевые комплексы и промышленные предприятия Российской Федерации не совпадает с теорией, объяснит Артем Евланов, генеральный директор компании «Интэк-Строй».

По состоянию на июнь 2020 года Россия активно развивает генерацию энергии на основе возобновляемых источников (ВИЭ). В рамках программы поддержки ВИЭ (действует с 2013 года) к 2020 году построено более 1500 МВт энергомощностей зеленой энергетики — 75 % из них занимают солнечные электростанции, остальные — ветровые.

В совокупности генерация электроэнергии на объектах ВИЭ превысила 1,5 млрд. кВт·ч, однако данные показатели отстают от плановых: с учетом всех инвестиций в данную сферу к 2024 году максимальная доля ВИЭ в энергетике России составит 1 % вместо ожидаемых 4 %.

Это говорит о том, что экономический эффект от договоров о поставке мощности (ДМП) с объектами генерации на возобновляемых источниках оказался ниже ожидаемого, а расходы на реализацию договоренностей увеличились в полтора раза и составили 1,85 триллиона рублей вместо заявленных 1,2 трлн. Получается, что поддерживать развитие ВИЭ и дальше — это дорого и неэффективно.

Популярность декарбонизации энергетики негативно отразилась на спросе и ценах традиционных источников энергии. Так, переход на возобновляемые источники энергии большинством стран Старого Света привел к избыточным запасам нереализованной продукции на складах теплоэлектростанций и цены на ресурсы существенно снизились. Например, Китай в 2020 году принял решение сократить потребление угля до 5 млрд тонн ежегодно, а также уменьшить его долю от общего объема энергетического потребления примерно до 57,5 %. Соответственно, за первое полугодие 2020 года экспорт каменного угля из России сократился на 13 %, а цена в апреле снизилась до 12 % в азиатском регионе.

Остаётся надеяться, что государственная поддержка и реализация программы развития зеленой генерации до 2035 года сделает возобновляемые источники энергии инвестиционно привлекательными и ликвидными. Это, в свою очередь, позволит снизить цены на электроэнергию, получаемую с помощью ВИЭ, тем самым простимулировать спрос на нее.

Помимо ВИЭ в России существуют и другие безуглеродные технологии генерации электроэнергии — ГЭС и АЭС. Если сравнить экономический эффект атомной электростанции и объекта ВИЭ, то использовать АЭС выгоднее благодаря ее энергоемкости. Проще говоря, для работы угольной ТЭС требуется железнодорожный состав топлива в день, а для атомной — состав топлива в год. К тому же замещение атомной энергетики ВИЭ потребует около 1,6 трлн долларов инвестиций на ближайшие 20 лет, что негативно отразится на конечной цене электроэнергии для потребителей. Кроме того, чтобы восполнить дефицит энергии при отказе от АЭС, необходимо в пять раз больше мощности ветровой и солнечной энергии, чем существует сейчас в странах с развитой экономикой — 580 ГВт.

Интеграция новых источников в общую энергосистему потребует огромных финансовых затрат. Если сравнивать по критериям экологии, то здесь выигрывают ВИЭ с их нулевыми выбросы оксидов углерода и серы в атмосферу по сравнению с рисками для людей и окружающей среды от работы атомных станций.

Источник: Компания «Интек-Строй»

Другие публикации в разделе
Я — репортёр
Самое читаемое на сайте
Живая лента